Введение 3
1 Редакционно-издательский процесс 5
1.1 Сущность редакционно-издательского процесса 5
1.2 Организационно-методические основы редакционно-издательского процесса 13
2 Фольклорное произведение как объект редакционно-издательской подготовки 18
2.1 Специфика фольклорного произведения для издания 18
2.2 Этапы редакционно-издательской подготовки фольклорного произведения 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Любое издание представляет собой комплексное явление, в подготовке которого принимает участие целый коллектив: автор, художник, издатель, полиграфист и многие другие. Редактор объединяет усилия всех участников подготовки издания, направляя их работу на реализацию концепции издания.
Поскольку в редакционно-издательском процессе происходит интерпретация сочинения автора средствами издательского дела, важным аспектом является адекватная интерпретация авторского труда. Это возможно лишь при условии понимания редактором природы и сущности издания, специфики литературного творчества, особенностей читательского восприятия. Так, степень вмешательства редактора в подготовку произведения определяется особенностями авторского труда. Особенностью фольклорного произведения является отсутствие известного автора, поскольку любое фольклорное произведение существует длительное время, и многократно было преобразовано новыми рассказчиками. Фольклорные произведения отражают индивидуальные особенности народа, его отличия от других, что и определяет значимость фольклора. Это и обосновывает актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности темы: исследованием особенностей фольклорного произведения для издания занимались такие ученые, как С. Н. Азбелев статья («Основные понятия текстологии в применении к фольклорному материалу»), Е. Б. Артеменко (статья «Фольклорные текстообразование и этнический менталитет»), И. А. Панкеев (статья «Издание фольклорных произведений. Историко-книговедческий аспект», диссертация на соискание степени доктора филологических наук «Книга русского фольклора: актуализация сущностных признаков в издательском проекте») и др.
Новизна настоящей работы состоит в выявлении особенностей и этапов издания фольклорного произведения.
Цель работы – рассмотреть особенности редакционно-издательской подготовки фольклорных произведений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда практических задач:
1. Изучение теоретических источников по теме исследования и уточнение понятий «редакционно-издательский процесс», «фольклорное произведение».
2. Анализ сущности редакционно-издательского процесса и организационно-методической основы редакционно-издательского процесса.
3. Выявление специфики фольклорного произведения для издания.
4. Характеристика этапов редакционно-издательской подготовки фольклорного произведения.
Объект исследования – редакционно-издательский процесс.
Предмет исследования – фольклорные произведения в редакционно-издательском процессе.
Методы исследования: теоретические – анализ и систематизация теоретических источников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающий 14 наименований.
В процессе работы над темой исследования были решены все поставленные задачи, что позволило достичь обозначенной цели. Были изучены теоретические источники по теме исследования по вопросам редакционно-издательского процесса и фольклора, уточнены понятия «редакционно-издательский процесс», «фольклорное произведение».
В первой части работы проведен анализ сущности редакционно-издательского процесса, который представляет собой многоплановое явление и включает несколько этапов.
Редакционно-издательский процесс – это тот путь, который проходит авторский оригинал, начиная с заключения договора с издательством и заканчивая выходом в свет издания. В редакционно-издательском процессе традиционно выделяют четыре этапа: подготовительный, редакционный, производственный и маркетинговый этапы. Каждый этап имеет большое значение во всем процессе подготовки и издания авторского оригинала в свет.
Рассмотрение организационно-методической основы редакционно-издательского процесса, освещенной в научной литературе, позволило сделать вывод, что особую важность в организации работы любого издательства представляет учет особенностей непосредственно издательского процесса и его стадий. Общие требования построения редакционно-издательского процесса строятся, прежде всего, на основе целесообразности и необходимости обеспечения качества книжной продукции.
Фольклор как источник народной мудрости имеет огромное значение в деле издательства. Традиционно считается, что фольклорное произведение не имеет авторства. Хотя автором может быть признан весь народ. Разумеется, у любого фольклорного произведения имеется праавтор. Хотя в силу своего устного бытования, каждое фольклорное произведения получала некоторые изменения и дополнения с каждым новым рассказчиком. Так, можно вести речь о соавторстве. С течением времени авторство стало коллективным, а сами произведения получили многочисленные варианты. Задача редактора в процессе подготовки фольклорного произведения к изданию определиться с тем вариантом, который является наиболее подходящим для целевой аудитории и профиля издания. Кроме того, сложная задача состоит в том, чтобы сохранить специфику произведения, а не превратить его в усредненный текст, который, возможно, и будет отвечать требованиям массового читателя, но потеряет ценность как образец своего жанра для специалистов.
1. Азбелев, С. Н. Основные понятия текстологии в применении к фольклорному материалу / С. Н. Азбелев // Принципы текстологического изучения фольклора / отв. ред. Б. Н. Путилов. – М., 1991.
2. Аникин, В. П. Устное народное творчество: хрестоматия / В. П. Аникин. – М., 2006.
3. Антонова, С. Г. Редакторская подготовка изданий / С. Г. Антонова. – М.: МГУП, 2002. – 468 с.
4. Артеменко, Е. Б. Фольклорные текстообразование и этнический менталитет / Е. Б. Артеменко // Традиционная культура: научный альманах. – 2001. – №2 (4). – С. 11-17.
5. Богатырев, П. Г. Функционально-структуральное изучение фольклора / П. Г. Богатырев. – М.: ИМЛИ РАН, 2006. – 288 с.
6. Жарков, И. Н. Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций / И. Н. Жарков. – М.: изд-во МГУП, 2002.
7. Жарков В. М. Экономика и организация издательского дела: Краткий курс / В. М. Жарков, Б. А. Кузнецов, И. М. Чистова. – М., 2002. – 67 с.
8. Зуева, Т. В. Русский фольклор / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. – М.: Наука, Флинта, 1998. – 400 с.
9. Панкеев, И. А. Издание фольклорных произведений. Историко-книговедческий аспект / И. А. Панкеев // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2005. – № 2. – С. 97-107.
10. Панкеев, И. А. Книга русского фольклора: актуализация сущностных признаков в издательском проекте: автореф. док. филол. наук / И. А. Панкеев. – М., 2008.
11. Рябинина, Н. З. Технология редакционно-издательского процесса / Н. З. Рябинина. – М.: Логос, 2008.
12. Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. – М., 2001.
13. Ямалтдинов, И. И. Из истории издания произведений татарского фольклора (середина XX века) / И. И. Ямалтадинов // МНКО. – 2010. – №2.
14. Ямчук, К. Т. Редактирование в издательском деле России в XX веке: конспект лекций / К. Т. Ямчук. – М.: Изд-во МГУП, 1998. – 84 с.